Лысьвенская каска
При всей своей внешней незамысловатости изготовление каски требовало колоссальных знаний, профессиональных умений и знаний, самоотверженности. Это изготовление штампов, сокращение операций при штамповке, совершенствование гальванической, термической и механической обработки, причем половина операций была вредной для здоровья, опытный отстрел касок в тире, тяжелейшая погрузка в вагоны. Удобное подтулейное устройство шили 14-16 летние девочки, которые настаивали, чтобы их конвейер двигался с той же скоростью, что и у взрослых рабочих. В то же время в перерывах они играли самодельными куклами.
Готовые к отгрузке каски подвергались строгой проверке. Бывший хронографист Н.В.Булатова вспоминала: «От каждой партии касок отбирали три процента (6 из 200 штук) на испытания. Отстреливали каски из боевой винтовки со всех четырех сторон: лобной, затылочной и боковой. Большинство касок выдерживало установленную силу удара. Но были и такие, которые пробивались, тогда испытание проводилось повторно, отбирая от партии касок в три раза больше (ещё 18 штук). Если и на этот раз хотя бы одна каска пробивалась, тогда вся партия браковалась и шла на переработку».
Группа технических специалистов, эффективно работавших над разработкой и выпуском специальной стали и совершенствованием технологии выпуска оборонной продукции, была удостоена звания лауреатов Сталинской премии Ш степени. Среди награжденных были начальник техотдела металлургического завода И.П.Ястребов, старший конструктор техотдела А.И.Филин, заместитель начальника прокатного цеха № 1 А.И.Кривилев, начальник мартеновского цеха А.Я.Пашкевич. В Постановлении СНК Союза СССР от 22 марта 1943 года отмечалось, что их труд отмечен «за коренное усовершенствование технологии производства средств индивидуальной защиты бойцов Красной Армии».
За годы войны лысьвенцы отправили на фронт 10 474 тыс. штук касок. В том числе: во втором полугодии 1941 года – 1498 тыс.штук, в 1942 году – 3038 тыс.штук, в 1943 году –тыс. 2346 штук, в 1944 году – 2581 тыс.штук, за 5 месяцев 1945 года – 1011 тыс. штук. В ответ с фронта в Лысьву приходили письма от солдат и офицеров со словами глубокой благодарности за надежную каску, которая спасла им жизнь.
Из книги "История русского стального шлема 1916-1945". Автор Иван Карабанов:
"!Производство 13 июня 1941 года Главным интендантским управлением Красной Армии (ГИУ КА) были утверждены технические условия (ТУ) и чертежи стального шлема СШ-40.
Это означало, что оба завода, выпускавшие стальные шлемы для Красной армии. Лысьвенский металлургический завод имени газеты «Индустрия» и Сталинградский завод «Красный Октябрь» переходили на массовое производство стального шлема СШ-40. Шлем изготавливался из листовой кремне-марганцево-никелевой стали. Техническими условиями, утвержденными ГИУ КА 8 июля 1941 года, был определен следующий химический состав стали: Si- 1,05 – 1,45 %; Ni – 0,9-1,2%; Mn – 1,05 – 1,55%.
Утверждению ТУ и чертежей предшествовала большая работа конструкторов и технологов, в первую очередь спецотдела Лысьвенского металлургического завода.
Боевые действия 1936-1939 годов выявили недостатки шлема СШ-36, созданного на заводе. Потребовалось сконструировать новый шлем. В ходе работ были сконструированы и прошли испытания СШ-38, СШ-39. Шлем СШ-39 по геометрической форме уже соответствовал заданию, а вот подтулейное устройство имело много недостатков. Было разработано 5 вариантов подтулейного устройства. Наконец, 19 сентября 1940 года на техническом совещании при начальнике 6-го отдела УВС ГИУ КА было принято решение о выборе варианта подтулейного устройства и запуска его в массовое производство. Пункт 7 протокола гласил: «Шлем с новым подтулейным устройством именовать СШ-40».
Заказ на изготовление чертежей и технических условий шлема СШ-40 поступил на завод 23 ноября 1940 года. 25 декабря 1940 года опытная партия по 1500 шлемов СШ-40 отгружена из Лысьвы на станцию Томилино для испытания в частях Московского военного округа и на станцию Навтлуг (Грузия) для испытания в частях Закавказского военного округа.
Боевое применение стального шлема образца 1940 года началось сразу, как только первые шлемы сошли с конвейера и были отправлены в войска. Шлемом этого образца солдаты Красной Армии были экипированы на всем продолжении войны. С декабря 1941 года лысьвенцы изготавливали шлемы из стали, выплавленной на своем заводе. В III квартале 1942 года производство шлемов в Сталинграде прекратилось. С этого времени лысьвенцам пришлось перекрывать нехватку шлемов на своем заводе.
СШ-40 стал самым массовым стальным шлемом за всю историю нашей армии.
Всего за годы войны завод 700 дал фронту 10 500000 стальных шлемов."
ул. Мира, 4, Г. Лысьва, Пермский край, +7 (34249) 3-00-65
Ул. Мира, 2, Г. Лысьва, Пермский край, +7 (34249) 3-00-85