60-летие музея
Игры
Телефон
3-00-95
Заказать экскурсию

СПЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Н.М.Парфенов

Имеется повод поразмышлять
О краеведении в городе говорят и знают многие. В прошлом году в акции «Человек года» получила признание номинация «краевед». И действительно, неустанно трудятся на этом поприще работники Центральной библиотечной системы, газетчики и телевизионщики, краеведы. По уверению работников образования в школах с краеведением все в порядке.
В номере газеты «Искры» от 4\11\2017 в блиц-интервью на вопрос «Что объединяет Лысьву и революцию?» я с недоумением (разочарованием) прочитал: «К сожалению, про революцию в Лысьве ничего не знаю», «…подробностей не знаю», «К сожалению, мало что помню», «… в школе про революцию почти ничего не рассказывают» и т.п. Замечу, что трое из респондентов – назвали себя педагогами. Давайте поразмышляем…
Краеведческая наука носит комплексный характер. Ее исходная база – это отдельная (конкретная) территория: дом, улица, поселок, Лысьвенский городской округ, Пермский край, человек или общество, заводской цех или лесоучасток и т. п. Генеральная цель краеведческой работы – общественно – политическое и учебно – воспитательное просвещение, а также культурологическое образование населения. Тактическая цель – сбор, изучение, сохранение и популяризация информации об истории, культуре, природе, языке, костюме, обрядах, фольклоре, хозяйстве и т.п., имевших место быть на данной территории. Собственно, тактическая цель, и есть элементарная схема для занятий краеведением. Иными словами, краеведение - это системная работа по организации и проведению комплекса естественных и общественных исследований малой родины.
В Лысьве сложилось несколько центров, занимающихся краеведением: центральная библиотека, Кыновская школа № 65, туристический клуб «Дорога», общество краеведов, городская школы № 13, сельские школы из Кормовища, Канабеков, Аитково, Моховлян. К сожалению, не могу отнести к последним ДД(Ю)Т и ЦНМО, ничего не известно о состоянии краеведения в колледже, ЛФ ПИУ. Нельзя не отметить работу редакций газет «Искра» и «Родная Лысьва», а также местного телевидения. Однако сколь велики результаты краеведческого просвещения, можно в определенной степени судить по блиц-интервью, приведенному выше. Мы явно где – то недорабатываем…
Где, на каком этапе в городе западает краеведческая работа? Почему столь ничтожны ее результаты? Итак, первое - сбор и изучение краеведческих материалов. Удачную форму работу по сбору и изучению краеведческих материалов нашла ЦБ: это муниципальные краеведческие конкурсы. За последние годы усилиями библиотекарей и краеведов проведены 10 муниципальных конкурсов с участием более тысячи человек.
Собрано большое количество разнообразных материалов по проблем русского языка, в том числе по языкознанию, местной топонимике, диалектологии, говорам отдельных территорий Лысьвенского района. Собираются местные пословицы, поговорки, загадки и т.д.
Пожалуй, самое большое количество работ посвящено проблемам экологии. Без преувеличения можно сказать, что это отличный результат совместной работы комитета по охране окружающей среды, центральной библиотеки и преподавателей ДД(Ю)Т и школ города (И.Р.Апкина, Т.Г.Пшеничникова, С.А.Гринкевича. Обращает на себя внимание актуальность изучаемых экологических проблем, четкая постановка цели и задач, удачное совмещение теоретического осмысления и практической проверки заявленных гипотез и предположений. Но беда в том, что таких работ очень мало. По словам научных руководителей, они могут работать с 2-3 авторами. А где другие учителя биологии, географии, природоведения?
Не могу сказать, что также удачно работают учителя истории. Если не брать во внимание
кыновских школьников, то за последние годы на конкурс не было представлено ни одной яркой отлично проработанной темы по истории нашего города. Актуальная тема революции и гражданской войны в последних конкурсах обойдена стороной.
Как бы то ни было, но конкурсы позволили библиотечным работникам собрать значительные материалы по краеведению. На сегодняшний день разнообразные информационные материалы имеются в краеведческих альманахах, книгах, путеводителях. Вопрос в том, насколько широко они используются? Сразу отвечу: ничтожно мало. Об этом убедительно свидетельствуют посещенные нами уроки и внеклассные мероприятия в ряде школ города. И что особенно удручает, учителя, которые руководят краеведческим воспитанием, сами недостаточно хорошо владеют краеведческими знаниями, как теоретическими, так и фактологическими.
Неконкретность организации краеведения как системы воспитания (воспитательной системы) демонстрирует анализ документов, предоставляемых управлением образования. Как пример - проект «Перечня мероприятий по краеведению на 2017-2018 учебный год» или межтерриториальный семинар – совещание «Народная культура и традиции Пермского края в работе туристско – краеведческой направленности». В первом случае авторы предлагают набор досуговых мероприятий, которые почему – то называют краеведением, во втором выступления участников семинара превратились в отчеты о проделанной работе с тем же набором организованного времяпряпровождения. Места для обсуждения проблем «народной культуры в туристско-краеведческой направленности» у выступающих не нашлось.
Сумбур, начетничество – так можно охарактеризовать состояние краеведения в городе. Что же делать? Мы предлагаем начать с подготовки руководителей краеведческой работы в школах. В августе месяце был разработан проект тематического плана для по краеведению для учителей города. К сожалению, в связи со сменой руководства города он не прошел общественную экспертизу. По нашему замыслу продолжительность курсов должна составить 9 месяцев (сейчас уже короче). Их цель – дать теоретические и практические знания о краеведении города и района. К проведению лекций, написанию рефератов, походам и экскурсиям предполагается привлекать самых подготовленных специалистов.
Организационная схема курсов такова: 1. Сформировать группу учителей, желающих заниматься изучением краеведения из 10 - 12 человек. 2. О ее готовности работать издается приказ Управления образования. 3. Составляется смета расходов на проведение курсов (если уже не поздно).4.Слушатели освобождаются на один день от работы (согласованный методдень). 5.За курсами закрепляется определенное помещение. 6 Приказом начальника УО назначается ответственный для решения оргвопросов по оповещению слушателей, контролю за посещаемостью, организации транспорта и т.п.
Так что же делать? Дальше мириться с тем, что грядут новые поколения лысьвенцев, которые «к сожалению, мало что помнят» об истории своей малой родины? Или от начетничества перейти к реальному изучению истории нашего Отечества?
Подготовленная группа на курсах группа должна стать системообразующим центром по организации всей краеведческой работы в городе. По нашему замыслу эти люди должны строить свою деятельность совместно с Научно-методическим центром, положение и план работы которого давно разработан обществом краеведов и передан на рассмотрение в городскую Думу. Это не наша эксклюзивная мысль. Нечто подобное давно вызрело в крае. В предвыборной кампании мне удалось коротко переговорить с губернатором М.Решетниковым, который сказал, что в Перми подобный центр создан на базе краевого туристического клуба. К сожалению, никаких сигналов о деятельности этого центра мы пока не получали.
Если нам удастся подготовить людей и создать регуляционный центр краеведческой работы, тогда можно будет говорить о разработке муниципальной программы. Что может лежать в ее основе? Создание единого краеведческого кластера для разработки системы воспитательной работы или воспитательной системы – это кому как угодно и кто на что замахнется. Основполагающим принципом кластера является создание единого музейного пространства Лысьвенского городского округа, который объединяет все имеющиеся в округе музеи; культурно-исторические места с определением их статуса и места в организации культурно – просветительской работе; архитектурные и прочие памятники; информационно пропагандистские массивы и фонды и т.п.
Положение о едином музейном пространстве разработано краеведами давно и также давно передано на рассмотрение в городскую Думу. Эта часть кластера предполагает четко структурировать все музеи, находящиеся на территории ЛГО, как то:
1.Муниципальные музеи:
- муниципальный музей (имени М.А.Сибирякова);
- музей связи (имени С.В.Голышева); (Муниципальные музеи должны рассматриваться как генератор, идейная и научно-методическая сердцевина ЕМП).
2. Поселковские музеи (перечень требуется уточнить):
- Музей села Кын-завод; (Требуется изменить отношение к музею и рассматривать его как неотъемлемую часть ИСТОРИЧЕСКОГО МЕСТА «Кыновской железоделательный завод»)
3.Корпоративные музеи:
- музей драматического театра имени А.А.Саввина; (автор положения К.А.Савина)
-музеи образовательных учреждений (школа № 13, Кормовищенская школа, школа № 65, колледжа, Аитковская школа); (автор положения Л.Ф.Шмакова)
Огромной проблемой в теме корпоративных музеев является возрождение музея трудовой и рабочей славы Лысьвы на базе бывшего музея ПТУ № 6.
4. Постоянно действующие и передвижные музейные экспозиции и выставки
Требуется уточнить перечень всех имеющихся музеев и разработать Положения о каждом из них с указанием специфики, своеобразия и т.п.
Понятно, что проблема создания единого музейного пространства (комплекса музеев) требует принятия постановления главы города.

Архитектурные и монументальные памятник, мемориальные доски
1 Список, паспорта, описание архитектурных памятников ЛГО, уточнение названий.
2 Список, паспорта, описание монументальных и др. памятников
3 Список, паспорта, описание мемориальных досок.
Требуется: перечень архитектурных и монументальных памятников, досок имеется, но необходимо провести сверку, поскольку много ошибок и неточностей; составить прогноз относительно предполагаемых в будущем памятников, мемориальных досок, например, княгине Шаховской, инженерам Онуфровичу, Фоссу, Ястребову, Филину (?), математику Первушину, художнику Мясникову и т.п.
4 Список исторических улиц, паспорта, описание. В список предлагается внести: ул Коммунаров (Церковная), Революции (Лысьвенская), Смышляева (Торговая), Мира (Шуваловская), Луначарского (Городская), Советская (Успенская), Ленина.

Мемориальные, исторические, достопримечательные места
Исключительно важное значение в краеведческом кластере должна занимать тема мемориальных, исторических и достопримечательных мест. Это та основа, на которой должна строиться вся экскурсионная и туристическая работа со школьниками и молодежью. Здесь, конечно, будут трудности, связанные с подготовкой руководителей и неправомерно усложненной нормативно-правовой базой, разрешающей это направление воспитательной работы. Итак, мы предлагаем.
1.Мемориальные места:
-Мемориальный комплекс «Борцам, павшим за революцию»;
-91-км ЗУЖД;
-Урочище Кутамыш;
-Захоронение советских солдат, умерших от ран в годы ВОВ и лысьвенцев, погибших от голода и непосильного труда в годы ВОВ;
-Урочище Паленый Лог;
-Район ж\д станции «Кын»
2.Исторические места:
- Комплекс «Лысьвенский металлургический завод в 18—19 веках», который должен включить: механическую мастерскую с «единорогом» (до 1907 г.),лудильный цех (1905 г.), литейная (чугунолитейный цех), лаборатория-ЦЗЛ, заводоуправление механического завода (1915 г.), кузница (1915 г.), штамповальный цех (1928 г.), эмальцех, цех сшивной посуды, ЦМИ-1,2, 3, ЦМА, ГПП-1, инструментальный цех, огнеупорный цех, заводская плотина). Требуется немедленное принятие законодательного решения о статусе исторического места завода, в противном случае все перечисленное подвергнется, и уже подвергается, разрушению).
- Комплекс Кыновского железоделательного завода 18-19 веков: корпус производственный (остатки паровой машины), хлебный амбар, пожарка, корпус слесарни, кузницы, караульной избы, чертежная; отбойная стенка пристани, церковь Святой Троицы. Требуется проверка и пересмотр существующих планов по реконструкции данного исторического памятника; принятие решения об активизации работ по его восстановлению.
- Прочие исторические места:
-Центральная площадь города в пределах улиц Мира-Революции-Чапаева-Смышляева;
-Улица Мира;
-Улица Ленина;
-Район д\ж моста через речки Болотная и Большая запорна;
-Туннель на Макушином мысу;
-Окопы в районе Крутого Лога и д.Воскресенцы;
-Урочище Мягкий Кын;
-Урочище Песьянка;
- Урочище Старое Кормовище;
- Урочище «22 липы»;
-окопы времен гражданской воны вдоль реки Лысьвы.(требуется привести в порядок: очистить от лесного мусора).
Требуется подвергнуть детальному анализу состояние дома Реутова (химлаборатория, военкомат), дома № 1 и 2 по ул. Репина, здание ОПК, бывшей бухгалтерии, лавка общества потребителей «За Рекой», дом Сибирякова (НКВД, ОРС, торг), дом Бектемирова (электро-типография, клуб), железнодорожный вокзал, дом по ул.Кирова 45, городская проликлиника, ДК ЛМЗ и интернат, горсоветовские дома по ул. Смышляева, дома по нечетной сторону на ул. Ленина, дом связи и оценить их возможность в качестве туристско-экскурсионных объектов.
3. Достопримечательные места:
-Пещерная стоянка первобытного человека на Бабкином Лугу;
-Нырок и вынырок на реке Кумыш;
-Камни реки Чусовой;
Деревня Захарово
Требуется мемориальным, историческим и достопримечательным местам придать соответствующий статус решением городской Думы, разработать Положение о муниципальном мемориальном, историческом и достопримечательном месте.

Научно-методическая база
1.Создание научно-методического центра. Положение о Центре разработано ;
2 Разработка и внедрение программы краеведческого воспитания.( Документ позволит создать воспитательную систему за счет исторического, естественнонаучного, этнокультурного, туристско-экскурсионного, спортивного, оздоровительного направлений краеведения с обязательным наличием исследовательского элемента)
3 Организация общественной редколлегии по изданию информационно-просветительской литературы. Положение разработано и уже действует).
4 Создание интерактивной карты с обозначением музеев, мемориальных, исторических, достопримечательных мест, нанесением экскурсионных и туристических маршрутов. (В качестве образца можно воспользоваться аналогичной картой музеев образовательных учреждений, разработанных ЦНМО УО)
5Подготовка общественных кадров сотрудников музеев, экскурсоводов, организаторов походов и экскурсий.
6. Организация лекционной работы по образцу общества «Знание».
7. Популяризации наследия краеведов И.И.Спехова, М.А.Сибирякова, С.В.Голышева, А.А.Карякина,В.В.Соломина и присвоению имени Сибирякова муниципальному музею, имени Голышева – музею связи, имени отца и сына Соломиных –Кыновскому музею.

Темы и маршруты экскурсий и походов
На сегодняшний день разработаны и расписаны маршруты по 10 направлениям, связанным с историей нашего города и гражданской войны. Они доступны в виде изданного в прошлом году Путеводителя.
-№1 Бывшая площадь Революции;
-№2 Улица Мира – главная улица Лысьвы;
-№3 Мемориал «Героям, павшим за революцию»;
-№4 Паленый Лог –Гибель бронепоезда № 2 и захоронение экипажа;
-№5 Балтийские моряки на уральской земле;
-№6 Оборонительные сооружения времен гражданской войны;
-№7 По дорогам гражданской войны в пригороде Лысьвы;
-№8 Монументальные Памятники города Лысьвы;
-№9 Гражданская война на реке Чусовой.
Все перечисленные маршруты разработаны с постановкой целей и воспитательных задач, информационными справками, схемами, рекомендательной литературой и т.д. Готов черновик Путеводителя по перечисленным местам.
-№10 По следам казачьего отряда от Обманки до ж\д разъезда «Макариха»
-№11 На подступах к станции Кын летом и осенью 1918 года.

Массовые мероприятия:
-лекторий по истории Лысьвы;
-Бессмертный полк. Положение разработано.
-Свеча Памяти. Положение разработано.
-научно-практические краеведческие конференции (Имеется опыт проведения конференций силами объединенной библиотечной сети и общ-ва краеведов);
-День музеев

Подготовительные мероприятия
1. Создание рабочей группы по изучению материально-технической базы культурно-исторических объектов, мемориальных и пр. мест и т.д. на основе плана, утвержденного главой ЛГО. Документирование результатов работы группы. (Созданная рабочая группа многочисленна и неэффективна, работает без плана, собирается от случая к случаю. Она должна состоять из работников музеев, краеведов, туристов, учителей, работников культуры. Ее решения должны быть обязательными для всех чиновников администрации).
2. Подбор и группировка нормативно-правовых актов РФ, Пермского края и других высших органов власти по заявленной теме «ЕМП ЛГО»
3 Разработка рабочей группой проектов нормативно-правовых документов, входящих в компетенцию местных органов власти.
4.Установка информационных аншлагов.
5.Прокладка визирок и туристических троп.
6. Информирование населения о планах комиссии (управления) ЕМП ЛГО в СМИ.

VIII.Финансирование
8.1 В данный момент предусмотреть источники и объемы финансирования невозможно. Требуется упорно и целенаправленно работать по вхождению во всевозможные региональные, федеральные и пр. гранты. Вероятно, что за это

Вот вкратце то, каким видится современное состояние краеведческой работы в Лысьве и перспективы ее развития.


Тезисы к выступлению (приблизительно на 30 мин.): Имеется повод поразмышлять
О краеведении в городе говорят и знают многие. В прошлом году в акции «Человек года» получила признание номинация «краевед». И действительно, неустанно трудятся на этом поприще работники Центральной библиотечной системы, газетчики и телевизионщики, краеведы. По уверению работников образования в школах с краеведением все в порядке.
В номере газеты «Искры» от 4\11\2017 в блиц-интервью на вопрос «Что объединяет Лысьву и революцию?» я с недоумением (разочарованием) прочитал: «К сожалению, про революцию в Лысьве ничего не знаю», «…подробностей не знаю», «К сожалению, мало что помню», «… в школе про революцию почти ничего не рассказывают» и т.п. Замечу, что трое из респондентов – назвали себя педагогами. Давайте поразмышляем…
Краеведческая наука носит комплексный характер. Ее исходная база – это отдельная (конкретная) территория: дом, улица, поселок, Лысьвенский городской округ, Пермский край, человек или общество, заводской цех или лесоучасток и т. п. Генеральная цель краеведческой работы – общественно – политическое и учебно – воспитательное просвещение, а также культурологическое образование населения. Тактическая цель – сбор, изучение, сохранение и популяризация информации об истории, культуре, природе, языке, костюме, обрядах, фольклоре, хозяйстве и т.п., имевших место быть на данной территории. Собственно, тактическая цель, и есть элементарная схема для занятий краеведением. Иными словами, краеведение - это системная работа по организации и проведению комплекса естественных и общественных исследований малой родины.
В Лысьве сложилось несколько центров, занимающихся краеведением: центральная библиотека, туристический клуб «Дорога», общество краеведов, городская школы № 13, сельские школы из Кормовища, Канабеков, Аитково, Моховлян. К сожалению, не могу отнести к последним ДД(Ю)Т и ЦНМО, ничего не известно о состоянии краеведения в колледже, ЛФ ПИУ. Нельзя не отметить работу редакций газет «Искра» и «Родная Лысьва», а также местного телевидения. Однако сколь велики результаты краеведческого просвещения, можно в определенной степени судить по блиц-интервью, приведенному выше. Мы явно где – то недорабатываем…
Где, на каком этапе в городе западает краеведческая работа? Почему столь ничтожны ее результаты? Ответ лежит на поверхности: нет системы работы.
Неконкретность организации краеведения как системы воспитания (воспитательной системы) демонстрирует анализ документов, предоставляемых управлением образования. Как пример - проект «Перечня мероприятий по краеведению на 2017-2018 учебный год» или межтерриториальный семинар – совещание «Народная культура и традиции Пермского края в работе туристско – краеведческой направленности». В первом случае авторы перечисляют набор досуговых мероприятий, которые почему – то называют краеведением, во втором выступления участников семинара превратились в отчеты о проделанной работе с тем же набором организованного времяпряпровождения.
Сумбур, начетничество – так можно охарактеризовать организацию краеведения в городе. Что же делать? Мы предлагаем начать с подготовки руководителей краеведческой работы в школах. В августе месяце был разработан проект тематического
К сожалению, в связи со сменой руководства города он не прошел общественную экспертизу. Цель курсов – дать теоретические и практические знания о краеведении города и района.
Подготовленная на курсах группа должна стать системообразующим центром по организации всей краеведческой работы в городе. Это не наша эксклюзивная мысль. Нечто подобное давно вызрело в крае. В предвыборной кампании мне удалось коротко переговорить с губернатором М.Решетниковым, который сказал, что в Перми подобный центр создан на базе краевого туристического клуба.
Если нам удастся подготовить людей и создать регуляционный центр краеведческой работы, тогда можно будет говорить о разработке муниципальной программы. Что может лежать в ее основе? Создание единого краеведческого кластера для разработки системы воспитательной работы или воспитательной системы – это кому как угодно и кто на что замахнется. Основполагающим принципом кластера является создание единого музейного пространства Лысьвенского городского округа, который объединяет все имеющиеся в округе музеи; культурно-исторические места с определением их статуса и места в организации культурно – просветительской работе; архитектурные и прочие памятники; информационно пропагандистские массивы и фонды и т.п.
Невозможно говорить о системной работе без научно – методического центра, который отвечает за научность, историзм и актуальность краеведческой работы на территории ЛГО.
Если предложенное выше получит одобрение, то в первую очередь следует начать с создания рабочей группы, принятия нормативных документов, разработки инфраструктуры и т.п.

Н.М.Парфенов, 4\12\17

14 марта 2018 года

Другие записи

Адрес: ул. Мира, 4, г. Лысьва, Пермский край
Телефон: +7 (34249) 3-00-65
Эл. почта: lysva-musei@yandex.ru
Яндекс.Метрика © Лысьвенский музей, 2013—2018
Разработка dm